[АРТ-СТУДИЯ "13-й ЭКСПЕРИМЕНТ"]

т в о р ч е с т в о    в о    в с е х    е г о    п р о я в л е н и я х

 

 
 
 
 
 
         
 

 

[новости]

[статьи]

[фотографии]

[мультики]

[гостевая]

[ссылки]

[контакты]

 

     

[статьи]

     
 

Страшная сказка на ночь.

 «Панночка» - самый завораживающий, необычный и удивительный спектакль из репертуара молодого и многообещающего «НАШего Театра». («Петербург-Концерт», художественный руководитель театра Лев Стукалов). Мистические вариации на гоголевские темы, а говоря точнее - постановка пьесы Нины Садур по мотивам повести Н.В. Гоголя «Вий», вряд ли кого-либо оставит равнодушным. Особо рекомендуется уставшим от повседневности и ищущим острых ощущений. 

«В черном черном лесу стоит черный черный дом; в черном черном дому стоит черный черный стол; на черном черном столе стоит черный черный гроб; в черном черном гробу лежит черный черный мертвец. Отдай мое сердце!!!» Детские голоса доносятся откуда-то свыше, сразу создав соответствующую атмосферу в зале. Зрители уже было настроились увидеть мрачное действо, но в одно мгновение все изменяется. Солнце освещает казачий хутор с его тыквами и арбузами. Появляются местные жители – казаки Явтух (М. Крупский), Спирид (Ю. Тарасов) и Дорош (А. Васильев). Они спорят о существовании чудес на свете, пьют горелку, едят галушки. Словом, самая обычная украинская жизнь, за исключением убеждения в том, что живет на их хуторе лютая ведьма – румяная красавица дочка пана сотника (М. Семенова). Об этом-то они и поведали проходящему мимо философу Киевской бурсы Хоме Бруту (С. Романюк). Тут-то и началось самое интересное…

В пьесе "Панночка" Нины Садур есть дословные заимствования из повести "Вий" (истории про писаря Микиту и про Шепчиху); есть и прекрасные стилизации под Гоголя (сцены казачьих потех); есть у неё и собственные, независимые от классика изречения, пронизанные апокалиптическими идеями. Её герой, философ, побывал за гранью жизни, заглянул в самые очи смерти, оттого душа его заледенела. По мысли Садур, между Тем Светом и Этим существуют непростые отношения: какая-то чёрная дыра ведёт в мир загробный, из которого веет на нас леденящей стужей, какой-то приводящей всех в оцепенение мертвечиной.

Спектакль "Панночка" с его жертвенным героем, готовым заткнуть своим телом космическую пробоину, мог стать несколько мрачноватым. Однако, Лев Стукалов, будучи талантливым режиссёром, избрал при постановке этого спектакля свой путь, неожиданный и неповторимый, где главным стала камерная достоверность, максимальное приближение актёров к зрителям. Чередуя день и ночь, темное и светлое, объяснимое и не очень, заурядное и сверхъестественное, происходящее на сцене все время держит зрителей в напряжении. Лучший момент спектакля - безумные скачки философа со Старухой на спине в полумраке над сонной землей. Освещенные лишь несколькими лучами света, фигуры смотрятся зловеще и в то же время завораживающе. Из замкнутого пространства сцены рождается магия чарующего, чудодейственного театра.

День сменяется ночью. Наблюдая за этим, начинаешь забывать, что ты в театре, все происходит словно наяву. Днем казаки веселятся, шутят, танцуют. Ведь «станет ли казак целый божий день тратить, чтоб об ночи думать». Ночью все по-другому: казаки спят, а философ выполняет предсмертное желание Панночки – читает молитвы, успокаивая себя тем, что «если по науке, то мертвец, он и есть мертвец, предмет лежачий и ничего больше».

Сюжетная линия "Панночки", в отличие от гоголевского философского спора о чудесном и непознаваемом, вся сдвинута в сторону размышлений о любви и смерти. От проблем философских к проблемам этическим. Связь Панночки и Философа более тонка, чем просто связь ведьмы и человека. Жутковатая любовь двух полярных существ, не осознающих причин этого страшного притяжения друг к другу, не может закончиться иначе, чем смертью для обоих. Философ принимает смерть не от нечистой силы, а от любви, нарушив запрет "не смотри".

Сама Панночка – пример персонифицированного общемирового зла. Но ведь зло - это тоже живущее и потерянное сознание, и его назначение вовсе не так однозначно. Оно может быть и страдающим, и просящим любви. Правда, питаясь этой любовью, оно изживает другого человека.

«Всему объяснение есть, и никакой тайны и никаких чудес не осталось в мире!» - заявляет один из казаков в начале спектакля, и мысль эта опровергается на протяжении двух действий до самого конца, когда остается от Панночки и философа только светящееся облако дыма и больше ничего. Итог этой мудрой феерии: мир избавлен от зла. А разве это не чудо?

Кактус

23 декабря 2002 г.

 

 
 
 
Хостинг от uCoz