|
|
|||||
|
[АРТ-СТУДИЯ "13-й ЭКСПЕРИМЕНТ"] т в о р ч е с т в о в о в с е х е г о п р о я в л е н и я х
|
|||||
[мультики]
|
||||||
[статьи] |
||||||
Мальчики, как мальчики. Музыка, как музыка.
С августа месяца прошло не так и много времени, а группа «АукцЫон» в полном составе снова отыграла-отгремела на сцене ДК Ленсовета. На сей раз, поводом послужило издание нового альбома «Это мама». Хотя впрочем, декабрьские сейшены в Ленсовета для этих музыкантов – традиция, и даже если бы не новый альбом, концерт все равно бы состоялся.
Итак, альбом «Это мама». В нем всего 10 композиций:
Якоря Зима Заведующий Стало Фа-фа Голова-нога Зимы не будет Осколки Самолет О погоде
Вопрос напрашивается сам собой: и где же долгожданный обещанный новый альбом? Свеженькими песнями, и то с большой натяжкой, можно назвать лишь четыре: открывающая альбом – «Якоря», закрывающая – «О погоде», которые частенько играются на концертах; «Заведующий всем», песня уже издававшаяся на сольных альбомах Лени Федорова, и «Профукал», текст которой ловко вставлен внутрь старой и классической «Фа-фа».
Чтобы изложенное мною не превратилось в какой-то междусобойчик, позволю себе представить группу, которая, конечно, в особом представлении не нуждается. И все же для несведущих: «АукцЫон» - это большая шумная компания, так сказать «Великая Восьмерка». Леня Федоров (вокал, гитара), Павел Бондарик (бас), Коля Рубанов (саксофоны), Миша Коловский (туба), Дима Озерский (клавишные), Паша Литвинов (перкуссия), Борис Шавейников (ударные), Олег Гаркуша (все остальное). Погрузившись немного в историю, стоит вспомнить, что дискография «АукцЫона» началась еще в 1986 году с программы "Вернись в Сорренто", затем последовал концертный альбом "Д'Обсервер". Часть песен с него вошла в следующий альбом - "В Багдаде все спокойно". "Как я стал предателем" был частично записан во Франции, но это, наверное, самый питерский альбом группы. В 1990 году записан альбом "Жопа", выпущенный одновременно в несколько урезанном варианте с чуть более политкорректным названием "Дупло". Следующий альбом, "Бодун", стал настоящим прорывом. Слушая его, невозможно не погрузиться в какие-то неведомые глубины, из которых, казалось бы, и выхода-то не найти - но каждый раз возвращаешься на поверхность с горячим желанием снова нырнуть, снова ощутить нечто, что нельзя передать словами. Здесь и "День победы" - когда не можешь устоять на месте, и ноги сами начинают подбрасывать тебя в воздух. Здесь и "Зима" - совершенная по своей сути песня. Здесь и "Фа-фа", которая сводит с ума первыми же нотами. Потрясающие тексты, удивительная музыка. Потом появилась "Птица", во многом перевернувшая общественное мнение. Если раньше музыка АукцЫона для большинства людей была "слишком независимой, слишком альтернативной", то теперь ребятам удалось создать альбом, который может слушать любой - при этом ни на йоту не изменив себе, своему творчеству и вкусу. Вряд ли найдется человек, который никогда не слышал "Дорогу". И теперь - «Это мама». Казалось бы, должно возникать чувство, что все это уже когда-то было. Но это же «АукцЫон»: особое исключение в русском языке, русской культуре, русской музыке. И интерес новой пластинки вовсе не в новых песнях, а в том, что альбом, составленный из песен очень разных лет и записанный в условиях, максимально приближенных к концертным, звучит на удивление цельно и совершенно. Не похоже на «АукцЫон» старый и классический.
Собственно новую программу и услышал каждый, кто оказался вечером 6-го в Ленсовета. Говоря о пришедших, стоит заметить, что, сходив на концерт однажды, открывшись этой музыке, исходящей от нее энергии, больше не можешь без нее жить. Поэтому люди, посещающие концерты последние пять лет – одни и те же. Их только становится больше. На каждом концерте замечены и известные критики, видимо аукцЫоновская магия, это не пустой звук. Возвращаясь к концертной программе нужно сказать, что, как не странно, песен за полуторачасовой концерт прозвучало немного. «Якоря», «Фа-фа», «Зимы не будет» (самое депрессивное произведение из всех когда-либо написанных АукцЫоном, в хорошей компании слушалось не столь ужасно), «День победы», «Самолет», «Зима», и еще несколько… А в перерывах между песнями декламировались, как это всегда бывает, забавные стихи от Гаркуши, столь же авангардные, как и он сам. Иными словами, концерт удался. Каждая из песен превратилась в 20-минутное мега-шоу-произведение смешавшее в себе все жанры, кои только можно слить воедино. АукцЫоновские аранжировки вообще требуют отдельного и долгого разговора. Играя, казалось бы сходные по программе концерты, они ни разу в жизни не исполнили двух одинаковых песен. В музыкальном плане, разумеется, хотя и со словами экспериментов проводится немало. В репертуаре АукцЫона материала столько, что они при желании смогли бы держать зал в напряжении и два, и даже четыре часа, так что непредсказуемость и неповторимость любого концерта гарантирована и позволяет слушать эти песни в сотый раз как в первый.
Лично меня расстроило то, что завершился концерт «попсовой» «Дорогой», песней из известного кинофильма. Раньше аукцЫонщики не поддавались на уговоры случайно зашедших на концерт «любителей», показывая лишний раз свою неповторимость. И доказывая тем, кто знаком с их творчеством по одной не самой лучшей песне, что они не такие, какими представляются с первого взгляда, а гораздо интереснее, сложнее, авангарднее. Что случилось сейчас – непонятно. Надеюсь, что это не предвестие «звездности» во всем негативном понимании этого слова и со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Возможно, это прозвучит банально, но, подводя итог, хочется сказать, что аукцЫонщики играют не совсем привычную музыку, поют странные "заумные" песни, да и выглядят порой не слишком обычно. В чем их секрет - словами не описать. Каков будет их следующий альбом, не сможет предсказать никто. И все равно: смотрим, любим, ждем, пытаемся понять. Кактус 10 декабря 2002
|
||||||