|
|
|||||
|
[АРТ-СТУДИЯ "13-й ЭКСПЕРИМЕНТ"] т в о р ч е с т в о в о в с е х е г о п р о я в л е н и я х
|
|||||
[мультики]
|
||||||
[статьи] |
||||||
Эти непостижимые нервные люди… Нервные люди. Мы сталкиваемся с ними везде: в транспорте, магазинах, в театрах и кино, на работе и даже дома. В коммунальных квартирах особенно. Казалось бы лица отнюдь не привлекательные. Могут ли они быть хоть чем-то кому-то интересны? Конечно могут, если о них рассказал Михаил Зощенко и смог не только увидеть, но и мастерски показать режиссер Борис Войцеховский («Петербург-концерт»). «Главная причина – народ уж очень нервный. Расстраивается по мелким пустякам. И через это дерется грубо, как в тумане». «Зощенковский язык», «зощенковские персонажи» - эти выражения давно стали синонимом смешного. Его книги - некое руководство по психотерапии, хотя довольно далекое от назойливого «психоанализа», вторгающегося в тайные и хрупкие механизмы сознания. Зощенко так видел жизнь. Спектакль очень гармоничен. На сцене всего пять актеров, пять фигур, которые с легкостью раскрывают весь мир «нервных людей», со всеми их заботами и проблемами. Персонажи попадают из одного забавного и нелепого положения в другое, еще более смешное и нелепое. Для них все вокруг ново, и везде им хочется быть на уровне. Но где он и каков этот уровень? С какой стороны к нему подступиться? В сложной и новой ситуации персонаж Зощенко ведет себя импульсивно, стихийно. Вот съела мнимая «аристократка» Нюра Пендюрина в театральном буфете целых три пирожных, потянулась за четвертым… При всей душевной неумелости и неопытности в общении, внезапно вырвавшаяся фраза ее ухажера «Ложи взад!» вмиг разрушила все романтические отношения, не смотря на все его стремления казаться «кавалером». Все нервы… Через быт, сознание, через души зощенковских героев идет война с невоспитанностью, разнузданностью чувств и жестоким эгоизмом, глухотой, замкнутостью лишь на своих ближайших, суетных интересах, с оглушенностью людей обрушившимися на них заботами. В спектакле много открытого, непричесанного и откровенного – здесь все обнажено: порывы чувств, изломы характеров, стремления. Большую симпатию зрителей вызывает и художник Кузькин, ставший бомжом «по вине Советской власти» и попавший в нелепую ситуацию в театре, и уборщица Наталья, мечтающая стать балериной и ожидающая благословения на брак, и буфетчица наивно жаждущая большой любви. Зощенко любит этих людей и тоскует, если они живут мелкой жизнью, угнетая друг друга непониманием, впустую расходуя свои силы. С другой стороны, с большой радостью он видит и высоко ценит их желание обрести собственное достоинство. Пусть зачастую это желание неумелое и может быть даже смешное. Режиссер Борис Войцеховский через своих актеров умело делится со зрителями рецептом юмора от мастера смеха Михаила Зощенко, чьи рассказы существуют словно подлинная «энциклопедия обывательщины», справочник по заболеваниям чувств: зависти, трусости, страху, эгоизму, корыстолюбию. Но как все это смотрится со сцены! Два действия непрерывного смеха. «Нервные люди» это спектакль способный рассмешить даже того, кто уже давно разучился улыбаться. 17 января 2003 Кактус
|
||||||